САЙТ ШТАБ-КВАРТИРЫ РАДИКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ХРАНИТЕЛИ РАДУГИ


ENGLISH

ДОМОЙ

НОВОСТИ
АКЦИИ
КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ
НОВОСТИ САЙТА

ФОТО
ВИДЕО
ДОКУМЕНТЫ

ПРОЕКТЫ
ГРУППЫ
ИЗДАНИЯ

ДИСКУССИИ
АРХИВ
ПИСЬМА


 
391330, Россия, Рязанская область,
г.Касимов, а/я 52
тел. (09131) 41514
e-mail: rk@lavrik.ryazan.ru


Сергей Фомичев

РАДИКАЛЬНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ

С термином "радикальный" произошла та же история, что и с термином "экологический" - его изначальное научное значение было сильно расширено публицистикой и средствами массовой информации. Поэтому теперь мы можем говорить как минимум о двух политических значениях радикализма.

Наиболее утвердившимся в прессе, политологии и обществе в настоящее время является значение радикализма, как тактики (способов и методов действия) исповедующей крайние меры. Поэтому к радикальным, как правило, относят организации или людей проводящих яркие акции протеста, вызывающие негативную реакцию у власти. Причем в зависимости от степени терпимости и демократичности самого общества и государственной системы, радикальными могут считаться не только блокады дорог, захваты зданий или терроризм (в менее авторитарной системе), но и сбор подписей протеста, пикеты и другие мирные публичные акции (если система более авторитарна).

Другое значение радикализма носит стратегический (целевой) характер. В этом случае радикальными следует считать организации и людей, исповедующих коренные перемены в обществе. Опять же в зависимости от степени авторитарности системы к таким переменам могут быть отнесены как мягкая модернизация (в случае консервативной, стагнационной системы), реформы, так и революция (в случае либеральной системы).

Отсюда следует вывод, что в обоих значениях, определение порога радикализма, является не столько самоощущением той или иной группы, сколько негативным, нетерпимым отношением со стороны общества или, по крайней мере, государственной власти (причем фундаменталистские режимы, такие как, например, современный Иран, могут иметь порог общественного неприятия даже больший чем государство).

При этом определение радикальности может зависеть не от степени безопасности государства, но также и от культурных традиций и от адекватности реакции системы на те или иные акции. Ликвидация формальной монархии в Великобритании или Швеции парламентским путем - относится властями к радикальным замыслам, в то время как борьба за независимость Квебека многими в Канаде воспринимается, как нормальное проявление гражданского общества.

***

Говоря о радикальном экологическом движении, мы должны, следовательно, различать тактический и стратегический радикализм, а также степень неприятия тех или иных действий и (или) целей властью а, иногда, и обществом.

К радикальным в смысле способов и методов действий можно отнести любые протестные выступления организаций, гражданских инициатив, отдельных групп людей, против конкретных антиэкологических проектов. Это - весьма широкое, но разрозненное движение. К нему относятся, главным образом, выступления граждан в селах, городах или микрорайонах мегаполисов. Как правило, такие инициативы возникают на волне общей социальной активности населения и их пик проходит вместе с угасанием этой активности.

Люди выходят из домов и начинают борьбу за свое здоровье, за среду, окружающую их жизненное пространство с совершенно различными мотивами (противостояние покушению на их безопасность, эстетическую сферу, культурные традиции и т.п.). Можно приводить сотни примеров таких выступлений против вырубок скверов, строительства дорог или сооружений, размещения гаражей или рынков, уничтожения культурных или религиозных природных объектов. Радикализм их действий носит характер реакции на неожиданную агрессию со стороны системы. Они не хотят ничего менять, но только желают, что бы их самих и их жизненное пространство оставили в покое. Во имя этого они способны на действия, не принимаемые и не ожидаемые системой - на радикальные действия - блокаду работ, пикетирование органов власти и даже уничтожение техники и сооружений.

К тактическому радикализму прибегают и многие устоявшиеся экологические организации для привлечения внимания прессы, населения, властей, для решения отдельных проблем, если это невозможно сделать обычными методами. К такому роду организаций можно отнести, например, Greenpeace, и многих его последователей в разных странах мира.

Другое дело радикализм стратегический. Его приверженцы выдвигают концепции иного общества, требуют и борются за коренные социальные перемены и только в них они видят возможность разрешения глубоких противоречий между погибающей природой и современным индустриализированным обществом.

Greenpeace служит как бы водоразделом радикального движения от движения основного течения. Радикальная тактика используется этой организацией в сугубо утилитарных целях - привлечения внимания и в конечном итоге получения финансовых поступлений от населения. В то же время Greenpeace не ставит целью ревизии основополагающих принципов общества.

***

Радикальное экологическое движение в Западной Европе и Северной Америке вышло из массовых социальных протестов шестидесятых годов. Молодежные бунты против убогости капиталистического общества, прокатившиеся по Европе (революция в Париже в 1968 году) и Соединенным Штатам (фестиваль Вудсток, борьба против войны во Вьетнаме, за права женщин и чернокожих) дали начало новым социальным движениям, в том числе экологическому.

Радикализм действий 60-х (баррикады и стычки с полицией) соседствовал с радикализмом целей (требованиями переустройства общественных основ) и это заложило базу для развития радикального экологического движения десятилетие спустя. Базу не только кадровую (многие участники тех событий теперь активисты экологических организаций или партий), гораздо большее значение имело то, что идеи переустройства общества на основе подлинной свободы (а не большевистского суррогата) захватили умы миллионов людей во всем мире.

Идеологическая основа экологического движения начала закладываться задолго до молодежных бунтов 60-х годов. В 1952 году увидела свет статья "Проблемы химии в продуктах", немного позже в Германии на ее основе вышла книга. Один из соавторов книги - Мюррей Букчин - в последствии стал идеологом радикального экологического движения. Затем в 1962 году в США вышла книга Мюррея Букчина "Наша синтетическая окружающая среда", а через полгода книга Рейчела Карсона "Безмолвная Весна", которую многие исследователи ошибочно считают точкой отсчета экологического движения. (Надо отметить, что до 1968 года, любая книга по экологической тематике являлась радикальной, так как бросала вызов основам существовавшей системы). В 1965 году вышли эссе Букчина "Экология и революционная мысль" и "К освобождающей технологии", а также ряд книг и работ в области анархизма, которые оказали определенное влияние на последующие революционные процессы в западном обществе. Так, что бунт 60-х не только породил радикальное (впрочем, как и обычное) экологическое движение, но и был в свою очередь подготовлен его теоретиками.

В современном экологическом движении можно отследить несколько основных радикальных концепций. Началом осмысленного радикализма можно считать концепцию названную "глубинной экологией".

Термин "глубинная экология" (deep ecology) в 1973 году ввел в обращение норвежский эколог и философ Арне Нэш, сделав заявление о принципиальном различии между "поверхностным" и "мелким" экологическим реформизмом и "глубинной экологией".

Радикальные экологи выдвинули следующие отличия "глубинной экологии" от экологического движения основного речения:

1. Природный мир ценен сам по себе.

2. Давлению индустриальной системы на биосферу должен быть положен конец.

3. Необходима радикальная реконструкция человеческого общества в соответствии с экологическими приоритетами.

В то время под знамена "глубинной экологии" собрались многие радикальные мыслители. К этому течению относили себя и социальные экологи и эко-феминисты, движение американских индейцев и Фронт освобождения животных (ALF), "продвинутые" природоохранники и биорегионалисты:

Дальнейшее развитие концепция "глубинной экологии" получила в североамериканском движении "Earth First!", созданным группой природоохранников, проигравших лоббистскую атаку против акта федерального правительства США 1980 года о пересмотре и переоценке бездорожных местностей.

Придя к выводу, что правительство защищает не биоразнообразие, а лишь зрелищные места ("лед и скалы") участники борьбы перешли к акциям гражданского неповиновения и экологическому саботажу.

Движение, его философия, формы и методы борьбы, получило широкую популярность у населения. Его численность постоянно росла, и скоро группы активистов организовались практически во всех штатах и провинциях США и Канады. Тираж одноименной газеты вырос за 10 лет до 15 тысяч.

Постепенно в движении возникла своя уникальная проэкологическая философия, основанная на языческих традициях американских индейцев с примесью буддизма и даосизма. Широко стали практиковаться ритуалы единения с природой. На основе традиционной культуры и под большим влиянием художественной литературы стала бурно развиваться мифология движения.

Участники "Earth First!" широко практиковали радикальную тактику сопротивления: вбивали гвоздья в деревья, отведенные под вырубку, сжигали бульдозеры и другую технику, убирали разметку на стройплощадках, подрывали опоры ЛЭП. Была выпущена специальная книга - руководство по экологическому саботажу - "Ecodefence!". Практиковались и публичные акции протеста - пикеты, блокады, демонстрации. Часто такие действия приводили к положительному результату - фирмы, вынужденные увеличивать затраты на охранные мероприятия, отказывались от дальнейших работ. Некоторые оппоненты прибегали к насилию. Так в мае 1990 года в Калифорнии был взорван автомобиль с двумя активистами движения. Государство предприняло уголовное преследование активистов - некоторые из них оказались в тюрьме по обвинению в "злостном уничтожении собственности".

Концепция "глубинной экологии" становилась все более мифологизированной и в 1987 году на Национальном Зеленом Конгрессе (США) старейший теоретик экологического движения Мюррей Букчин подверг "глубинных экологистов", и в особенности "Earth First!" жесткой критике, заявив, что они несут потенциальную опасность экологической перспективе.

Букчин обвиняет "глубинных экологов" с их биоцентристской позицией в отрицании гуманизма и отрыве от общечеловеческих ценностей. В свою очередь он выдвигает в большей степени ориентированную на общество концепцию "социальной экологии".

"Социальная экология" декларирует гармонизацию отношений между людьми, как главное условие гармонизации в отношении общества к природе.

"Социальные экологи" в своей концепции опираются на местные сообщества, на создание в городах экологически ориентированного гражданского общества, способного противостоять разрушающим природу и подавляющим человека тенденциям современного общества. Многое в их идеях заимствовано у теоретиков анархизма, однако "социальная экология" отличается от традиционного революционного движения, уповающего на экономическое освобождение трудящихся через развертывание классовой борьбы. "Социальные экологи" предпринимают усилия не в местах производства, куда люди приходят чтобы заработать на жизнь, а в местах самой жизни - локальных сообществах, городских кварталах и т.п. Они ставят во главе борьбы свободу политическую, предполагающую участие людей в принятии решений и их реализации.

Исходя из такой стратегии, тактический радикализм "социальных экологов" заключается, главным образом, в проведении публичных акций, предполагающих вовлечение населения в борьбу, в общественно - политические процессы сообщества.

В конце середине семидесятых - начале восьмидесятых, "социальная экология" бурно развивалась в Германии, США и Канаде. Гражданские движения экологической ориентации смогли оказать значительное влияние на развитие городов и регионов.

Montreal Citizens Movement - МСМ - организовавшее гражданское движение Монреаля смогло поднять идеи свободной городской демократии и социальной экологии на уровень политики двух с половиной миллионного города, его институтов и организаций. Более 50% в движении занимали анархисты, под их влиянием была создана программа переустройства структур городского сообщества. Когда МСМ пришла в Монреале к власти и реализовала только небольшую часть программы, анархисты, вышедшие из него, создали другое движение - Montreal Ecology. Мощное "зеленое" гражданское движение было создано в Вермонте, его участниками был создан Институт Социальной Экологии, который до сих пор распространяет среди активистов движения со всего мира идеи социальной экологии на своих летних сессиях. В США и Канаде, кроме того, действуют довольно крупные организации - "Сеть Левых Зеленых" и "Молодые Зеленые", а также множество небольших анархо-экологических инициатив. Зеленые ФРГ в начале восьмидесятых, создавая партию, во многом опирались на идеи социальной экологии. Партия Зеленых выросла на гражданских протестах против атомной энергетики, вырубки лесов, строительства дорог и аэропортов.

***

Большинство современных радикальных экологических движений, особенно возникших в последнее время, не придерживаются сложившегося разделения на "социальных" и "глубинных" экологистов, а предпочитают брать все лучшее от обоих течений.

После превращения "зеленых" партий (главным образом в ФРГ) в обычные парламентские партии, создавшие их европейские гражданские инициативы разочаровались в реальной политике и вернулись к испытанным методам прямого действия. Одним из объединений таких инициатив в Германии стало движение Robin Wood подхватившее знамя антиатомной борьбы и борьбы за сохранение природы из ослабевших партийных рук. Внешне действия движение напоминают Greenpeace, те же многометровые экологические лозунги вывешенные здесь и там во время радикальных акций, однако, движение децентрализовано и имеет значительную поддержку у местных сообществ.

Антидорожное движение Великобритании, опираясь на население деревень и поселков, через территорию которых сооружаются новые автострады, устраивает блокады строительства, захватывает предназначенные к сносу дома и кварталы, а иногда и прибегает к диверсиям против строительной техники.

Поселки и природные территории вокруг них провозглашаются "независимыми" странами. При защите своих территорий участники движения подвергаются атакам полиции или частных охранных структур. Британское правительство в ноябре 1994 года срочно разработало закон, ужесточающий преследования членов альтернативистских инициатив (за блокаду строительства теперь можно получить 3 месяца тюрьмы), однако радикалам все же удалось спасти от уничтожения лесной массив в Южном Лондоне.

В Великобритании активно действуют радикальные организации "Greenpeace London"(не путать с одноименной международной организацией), Reclaim the Streets и другие. В Британии создана также крупнейшая, помимо североамериканской, сеть движения Earth First!

Массовые акции протеста и диверсии против экологически опасных объектов распространены также в Испании, Италии, Франции, радикальные природоохранные группы (вроде ALF), большое развитие получили в Северной Европе.

Радикальные зеленые Австралии находятся в тесном взаимодействии с движением коренных австралийцев. Их совместные усилия по защите Тасмании вылились в крупные акции гражданского неповиновения. В настоящее время в Австралии существует сеть локальных групп Earth First!, а также множество других радикальных инициатив. Объединившись с левым (главным образом анархистским) движением в совместном издательском проекте, зеленые выпускают еженедельную иллюстрированную газету Green Left Weekly весьма популярную в стране.

Помимо Северной Америки, Европы и Австралии движение Earth First! имеет свои группы на Филиппинах, в ЮАР, Индии и некоторых других странах. Это на сегодня самая крупная сеть радикальных зеленых в мире.

В Индии мощные гражданские движения выступают против строительства крупных плотин, ту же проблему поднимают радикальные экологи Бразилии, еще большую заботу у них вызывает уничтожение тропических лесов. В Нигерии экологи пытаются противостоять экспансии компании "Шелл" и поддерживающему ее коррумпированному правительству. Все эти движения в странах третьего мира по западным меркам может быть и не совсем радикальные (умеренные требования, умеренные методы), однако они ведут настоящую борьбу и их активисты гибнут от рук наемников или репрессивных структур гораздо чаще, чем в благополучных странах.

В странах с сильно авторитарными режимами экологическую деятельность пытаются осуществлять организации из США и Западной Европы.

***

В Восточной Европе радикальное экологическое движение стало развиваться сразу, как только изменился политический климат бывших социалистических доминионов. Возникали как аналоги западных организаций (таких как Earth First!), так и собственные инициативы. Большое влияние на формирование радикальных организаций здесь, как и на Западе, оказали анархисты. Экологическое движение преданное политиками всех мастей нашло в анархистах настоящих союзников, не стремящихся к приобретению политического капитала за счет эксплуатации экологических проблем. Особенно заметны радикальные экологи в Польше и Чешской Республике. В Чехии помимо ежегодной борьбы против АЭС Темелин, состоялись и самые крупные в Восточной Европе демонстрации против транснациональных корпораций, вылившиеся в уличные столкновения с полицией.

В бывшем СССР массовые акции протеста экологической направленности прошли во многих регионах даже раньше, чем политической и таким образом открыли дорогу демократическим преобразованиям. Выросшие на этих протестах радикальные экологические группы и движения не столь многочисленны как на Западе, но достаточно эффективны.

Наиболее крупное радикальное движение - "Хранители радуги", проводящее ежегодные летние кампании в различных регионах России, Украины и Белоруссии. Специфика "хранителей" заключается в проведении долгосрочных протестных акций, с тем, чтобы решать местные проблемы не за население, но вместе с ним, чтобы влиять на принятие решений, чтобы за время акций инициировать создание структур гражданского общества. В последние годы движение выросло на столько, что в 1999 году смогло провести вместо традиционной одной сразу несколько летних кампаний и везде удалось добиться реальных результатов. Проводя наряду с протестной и позитивную деятельность "Хранители радуги" совместно с программой СоЭС "Локализация" приступили к реализации долговременного проекта "Касимовская альтернатива", задачами которого являются развитие на местном уровне гражданского общества, способного контролировать власть и бизнес, развитие неиндустриальных форм экономики, защита свобод и человеческого достоинства, охрана окружающей среды и природных объектов:

Помимо "Хранителей" радикальные кампании протеста в России проводили или проводят клуб "Альтернатива" (Саратов), инициативная группа "Череповец", группа "Экозащита" (Калининград), эколого-культурное объединение "Атши" (Майкоп), Антиядерная программа СоЭС и др.

***

Объединение радикальных экологических групп и гражданских инициатив социальной направленности на мировом уровне с целью создания международного гражданского общества - новая тенденция в развитии движения. Эта тенденция была вызвана естественной реакцией на объединение оппонентов - атомных, промышленных и финансовых структур. Движение против глобализации, вошедшее в силу за последние несколько лет и объединяющее множество радикальных и не только инициатив по всему миру. Яркие акции против международных финансовых структур (ВТО, МВФ, ЕБРР и т.п.), а также против транснациональных корпораций. С 1998 года массовые акции протеста, организованные международными радикальными объединениями прошли в центрах мировой торговли и политики (Женева, Брюссель, Лондон и т.п.), последние крупномасштабные акции, получившие мощнейший резонанс состоялись совсем недавно (30 ноября 1999 года) в Сиэтле и Лондоне.

Роль радикального экологического движения в последние годы значительно возросла. Опираясь на местные сообщества, на простых людей, вовлекая их в борьбу за свои права и права природы, сотрудничая с разнообразными социальными движениями (правозащитными, антивоенными, фермерскими, женскими, национально-освободительными и т.п.), радикальные зеленые действуют эффективно по всему миру. Эта их эффективность особенно выделяется на фоне провала зеленых партий, которые, даже участвуя в правительствах, не могут решить никаких, сколько-нибудь серьезных проблем.